Презентация: "Насекомые". Презентация: "Насекомые" "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна

«Класс Насекомые».

7 класс.
Подготовила и провела: учитель биологии школы №48 г.Орла
Рещикова Н.В.

Вдруг появляется чёрная туча,
Ветер не дует, но туча летуча;
Дождик с неё урожай не умножит,
Ливень живой всё вокруг уничтожит.
Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома не любят,
И на базаре не купят.
Нос долог, голос тонок,
Летит - пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольёт.
В лесу котелок
Кипит, кипит,
А укипи нет.
Не птичка, а с крыльями.
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас садится.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

Тело насекомых разделено на голову, грудь, брюшко. На голове у насекомых имеются пара сложных глаз, одна пара усиков; на груди – три пары ног и у (большинства) – крылья. Тело покрыто хитиновым покровом.

НОГИ ЖУКОВ

А – бегательная; б – плавательная; в – прыгательная; г – копательная.

РОТОВОЙ АППАРАТ

Грызущего типа; есть хищные и растительноядные

Сосущего типа (хоботок); питаются нектаром растений; личинки (гусеницы) имеют грызущий ротовой аппарат

Колюще – сосущего типа; питаются
кровью человека и животных

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1 – пищевод; 2 – зоб; 3 – мускулистый желудок; 4 – средняя кишка; 5 – задняя кишка; 6 – анальное отверстие.

Слайд №10

ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

Органы выделения чёрного таракана: 1 - мальпигиевы сосуды; 2 и 3 - отделы передней кишки; 4 - средняя кишка; 5 - слепые придатки средней кишки; 6 и 7- отделы задней кишки.

Слайд №11

НЕРВНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Окологлоточное
нервное кольцо

Грудные нервные узлы

Слайд №12

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Кровеносная система насекомых незамкнутая. Кровь бесцветная или желтоватая, редко красная, что зависит от растворенного в ней гемоглобина (например, у личинок комара-мотыля).

Слайд №13

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

А) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(БАБОЧКИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, МУХИ, ШМЕЛИ, ОСЫ, ПЧЁЛЫ, МУРАВЬИ)

Б) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(СТРЕКОЗЫ, САРАНЧА, КУЗНЕЧИКИ, СВЕРЧКИ, МЕДВЕДКИ, ТЛИ, ЦИКАДЫ, КЛОПЫ)

Слайд №14

Слайд №15

«ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ»

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что в ней зашифровано.

Слайд №16

Слайд №17

ЖУК СКАРАБЕЙ

Один из жуков – навозников – священный скарабей – привлёк внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлён, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.

Слайд №18

ЯД БОЖЬИХ КОРОВОК

При встряхивании деревьев и кустарников нередко с них падают божьи коровки. Упав, они некоторое время лежат брюшком вверх. Если прикоснуться к ним пинцетом, то на их ножках можно заметить появление капелек ярко – жёлтой жидкости, обладающей ядовитыми свойствами. Через минуту – другую божья коровка переворачивается спиной вверх, начинает медленно ползти и затем улетает. Что означает такое поведение божьей коровки?

Слайд №19

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК

Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?

Слайд №20

Особого внимания заслуживает самый крупный (до 40 мм) и самый ядовитый представитель общественных ос - шершень (Vespa crabro L.). Голова у этого вида желтая или желто-красная, грудь черная, брюшко в задней половине желтое, с черными пятнами.
Гнездятся шершни в дуплах, деревянных постройках, иногда в ульях. В лиственных лесах они заселяют до 5 % дуплогнездников. Гнездо вначале строит перезимовавшая самка. Вскоре из выкормленных ею личинок выходят бесплодные самки-работницы, которые и берут на себя все дальнейшие заботы о семье. К осени в гнезде появляются молодые самки и самцы, а основательница гнезда - матка - и ее дочери-работницы гибнут, семья распадается, самцы и самки разлетаются. Самцы после оплодотворения самок погибают, молодые самки на зиму забираются в укромные места и засыпают. Весной каждая из них начинает создавать собственную семью.
Добычей шершней становятся многие насекомые, которых они способны убить ударом жала или просто челюстями. Добыча тут же загрызается, например, у пчел отгрызается голова и брюшко, а грудь тщательно пережевывается, и этой «кашицей» оса кормит личинок. Сам шершень предпочитает нектар и другую сладкую пищу. Этот вид может наносить серьезный урон пчеловодству.

Слайд №21

МУРАВЬИНАЯ НАСТОЙКА

Муравьи имеют важное значение для человека в качестве сырья для получения химических веществ, а также, лекарств. Из ядов муравьев сейчас получены в кристаллическом виде и изучены новые вещества, ранее неизвестные науке, такие, как иридомирмецин, изоиридомирмецин, иридодиал, дендролизин. Иридомирмецин и дендролизин могут быть использованы как инсектициды.
Муравьиный спирт, получаемый из рыжих лесных муравьев, издавна использовался для смазывания больных суставов при ревматизме. В прежние времена муравьиную кислоту извлекали из муравьев, теперь получают химическим путем.
Черных муравьев-древоточцев (род Camponotus) сушат и из порошка делают мази. Нанайцы используют такую мазь на рыбьем жире для смазывания ноющих участков тела. В Германии муравьев-древоточцев лесорубы ели как средство против цинги, а прусская фармакопея рекомендовала настойку из муравьев при лечении невралгии. Спиртовая настойка из личинок желтых земляных муравьев (Lasius flavus F.) обладает возбуждающим действием.
Установлено, что в яде красных муравьев содержится антибиотик, эффективно убивающий грибы и бактерии, в том числе и болезнетворные стрептококки и стафилококки - возбудители тифа, холеры, туберкулеза.

Слайд №22

ЭТИ СТРАШНЫЕ ОСЫ

Отношение большинства людей к осам опасливое. На собственном опыте или по наущению старших мы с детства запоминаем их (этому помогает контрастный черно-желтый рисунок) и всю сознательную жизнь побаиваемся. В народе ходят истории о несчастных, насмерть ужаленных осами. К сожалению, эти истории имеют под собой реальную почву.

Хорошо известно, что летом, особенно на юге, к сладким фруктам, компоту прилетают полакомиться осы. Укол жала этих насекомых очень болезнен и немедленно вызывает отек. При уколе в шею, а тем более, если человек по неосторожности проглотил осу, попавшую в компот, варенье или находящуюся внутри спелого плода, необходимо принимать самые срочные меры. Промедление приведет к смертельному исходу от удушья из-за распространения отека на дыхательные пути. Известны случаи гибели людей, пивших воду из «носика» чайника, в котором сидела оса. Зарегистрированы смертельные исходы при массовом нападении ос. По всей вероятности, токсин ос избирательно действует на почки. Для людей с повышенной чувствительностью к осиному яду также уколы этих насекомых могут представлять серьезную опасность.

Слайд №23

«ПРОСТАЯ» КАПУСТНАЯ БЕЛЯНКА

Эта бабочка в представлении не нуждается. Многие видели и ее гусениц, которые являются одними из самых прожорливых вредителей капусты. Гусеницы капустницы достигают длины 4 см, серовато-зеленые с черными пятнами и точками, сгруппированными в более или менее правильные поперечные ряды. По бокам тела эти существа имеют желтые полосы, брюшная поверхность желтая, а все тело покрыто густыми, очень короткими волосками, придающими ему бархатистый вид. Пестрая окраска гусениц - вывеска о несъедобности.
У гусениц бабочек-капустниц ядовитая железа расположена на нижней поверхности тела, между головой и первым сегментом. Защищаясь, они отрыгивают зеленую кашицу изо рта, к которой примешивают и выделения ядовитой железы. Эти выделения представляют собой едкую ярко-зеленую жидкость, которой гусеницы стараются обмазать нападающего врага. Для мелких птиц доза в несколько особей этих животных может оказаться смертельной. Проглоченные гусеницы капустницы бывают причиной гибели домашних уток. Люди, собиравшие этих существ голыми руками, случалось, попадали в больницу. Кожа на руках краснела, воспалялась, руки распухали и зудели.

Слайд №24

ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ


МКОУ «СОШ № 7» ИМРСК Смертина В.Н.


  • Дать общие знания о жизни муравьев, медоносной пчеле и тутовом шелкопряде.
  • Привить учащимся любовь к природе.

Класс Насекомые

Большие муравейники без преувеличения можно назвать «фабриками плодородия». Рядом с муравейниками быстрей растут сосны, выше и гуще травостой, появляются требовательные к плодородию почвы растения, например дубы.


1.Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.

10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.


  • -охотники
  • -няньки
  • -строители
  • -фермеры
  • -охранники
  • -«скотоводы»
  • -сборщики падали
  • -сборщики семян

  • Самки-матки
  • Самцы

Муравей-пуля выдерживает смертельные для других насекомых температуры


Смесь кислот, которую выделяют фараоновы муравьи, смертельна для постельных клопов. Поэтому в квартире, сильно зараженной фараоновыми муравьями, клопы практически всегда вымирают.


Ученые подсчитали, что рыжие лесные муравьи , обитающие в крупном муравейнике, за один летний день в среднем приносят в него до 21 тысячи различных гусениц и куколок вредителей. А в целом такой муравейник защищает

около 1 га

хвойного леса.


Муравьи-жнецы знамениты своими огромными запасами продовольствия в муравейниках. На зиму они могут собирать до килограмма семян и мертвых насекомых в гнезде.


Муравьи-бульдоги - одни из самых крупных муравьев в мире. Длина рабочего муравья может достигать 3 см.

Муравьи-листорезы - одни из немногих существ на свете, занимающиеся сельским хозяйством, причем на очень высоком технологическом уровне. Рабочие муравьи этих видов обгрызают кусочки листьев, сносят их в муравейник, где эти листья пережевывают другие муравьи, смешивают со слюной и заражают спорами специального гриба.

Термиты – гроза деревянных построек и реальная угроза жизни человека. Могучие деревья, пораженные этими насекомыми, рассыпаются на глазах от одного небольшого толчка.


Все пчелы – отличные путешественницы. Они безошибочно находят обратный путь домой, даже улетев от него на 8 километров.



Вес нормального пчелиного роя достигает 7-8 кг, а в его составе 50-60 тысяч пчёл. В зобиках этот пчелиный коллектив имеет 2-3 кг мёда. Запасом мёда в случае ненастной погоды пчёлы смогут питаться на протяжении




Шелкопряд получил название "тутовый", т.к. его гусеницы едят листья тутового дерева.



  • Шелковую нить получают из кокона тутового шелкопряда - просто скручивают, а сам кокон используют в косметических целях (крема и лосьоны).
  • Один кокон насекомого дает до 1000 метров шелковой нити.

Источники

  • http://www.wwalls.ru/large/201210/45995.jpg картинка для создания фона и рамочки
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6206/90468072.428/0_7e094_d708fe31_XL.jpg растение
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/83/444/83444169_large_0_540ae_8b91a803_L.png божья коровка на листочке
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/83/444/83444166_large_0_540ab_1092d7c6_L.png божья коровка
  • http://www.renders-graphiques.fr/image/upload/normal/gouttes-2.png капли воды
  • Шаблон сделан в программе Adobe Photoshop .

Презентация к уроку на тему «Многообразие насекомых»

  • Подготовлена учителем биологии
  • Русиной Е.В.
  • МАОУ гимназия № 111
  • г.Уфа, Калининский район, РБ
Тема урока «Многообразие насекомых»
  • Девиз урока «Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!»
  • «О многих шестиногих,
  • Прекрасных и убогих,
  • Мы каждому из вас
  • Расскажем без прикрас»
Р а з м и н к а
  • Пауки - бескрылые насекомые. (Нет)
  • Насекомые живут не только на суше, но и в воде. (Да)
  • Самые крупные насекомые – обитатели тропиков. (Да)
  • Ноги у насекомых находятся на груди и на брюшке. (Нет)
  • Насекомые едят все, а некоторые из них – перья,шерсть,древесину и пластмассу. (Да)
  • У взрослых насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание. (Нет)
  • Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам. (Нет)
  • Самый многочисленный отряд насекомых – жуки. (Да)
  • Большинство насекомых – вредители. (Нет)
  • Основные органы дыхания насекомых – трахеи. (Да)
  • Кровяная жидкость насекомых (гемолимфа) красного цвета. (Нет)
  • Взрослые насекомые дышат атмосферным воздухом. (Да)
  • Бабочка-капустница питается нектаром цветков. (Да)
  • У комаров ротовые органы грызущего типа. (Нет)
  • У большинства насекомых сердце трубчатое. (Да)
  • Органы выделения насекомых – почки. (Нет)
  • У всех насекомых самца и самку различить нельзя. (Нет)
  • Усики насекомых – органы обоняния. (Да)
Биологический диктант « Определения – понятия». Ответы:
  • 2, 8, 3, 5, 4, 10, 9, 7
Конкурс « Узнай меня!»
  • Обожаю растения семейства крестоцветных, от их запаха просто теряю голову.
  • За это меня недолюбливает человек.
  • Все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок – гусениц
Конкурс « Узнай меня!»
  • Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих братьев готовили отличное мочегонное средство.
  • В те добрые старые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке.
  • Даже если вы не пригласите меня к обеду – я не замедлю появиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись и бумагой.
Конкурс « Узнай меня!»
  • Мы всеядны, любим спелые ягоды и плоды, животных, кто помельче, в крайнем случае – просто зелень.
  • Нам принадлежат рекорды по прыжкам в длину и высоту.
  • Мы – музыканты, нас называют «скрипачами»
Жук-голиаф
  • Златки
  • Жук-геркулес
  • Бразильский палочник
  • «Самые, самые!»
Термиты
  • «Самые, самые!»
  • Бабочка агриппина
  • Стрекоза
  • Тутовый шелкопряд
Вши
  • «Самые, самые!»
  • Блоха
  • Пчелы
  • Бабочка-бражник
« Путаница»
  • 1. Прямокрылые – майский жук
  • 2. Равнокрылые – муха
  • 3. Жесткокрылые – саранча
  • 4. Чешуекрылые – тля
  • 5. Двукрылые – пчела
  • 6. Перепончатокрылые – бабочка крапивница
« Распутаница»
  • 1. Прямокрылые – саранча
  • 2. Равнокрылые – тля
  • 3. Жесткокрылые – майский жук
  • 4. Чешуекрылые – баб. крапивница
  • 5. Двукрылые – муха
  • 6. Перепончатокрылые – пчела
« П а с п о р т »
  • Царство: животные
  • Тип: членистоногие
  • Класс: насекомые
  • Отряд: двукрылые
  • Род: муха
  • Вид: муха комнатная
« П а с п о р т »
  • Царство: животные
  • Тип: членистоногие
  • Класс: насекомые
  • Отряд: перепончатокрылые
  • Род: пчела
  • Вид: пчела медоносная
« П а с п о р т »
  • Царство: животные
  • Тип: членистоногие
  • Класс: насекомые
  • Отряд:жесткокрылые
  • Род: жук
  • Вид: жук-плавунец
«Все изумляет нас в природе мелких тварей- Летящий шмель, стрекочущий сверчок Паук, плетущий паутину, И червь, что превращается в порхающий цветок». Фо-Гель-Дзё
  • Спасибо за внимание!

Цели:

1. Учащиеся должны усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца” , знать общие признаки насекомых, черты прогрессивной организации, закрепить знание общих признаков членистоногих.

2. Учащиеся должны уметь работать информацией, отбирать главное, составлять рассказ.

3. Способствовать формированию научного мировоззрения, коммуникативных навыков.

Оборудование: презентация “Общие признаки Насекомых”, видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых, рабочие листы.

Ход урока

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (В\фр, ВВС “Империя чужих”)

1. Практическая работа “Изучение внешнего строения насекомых” по тексту на рабочих листах, коллекциям и рисункам. Ответы на вопросы: можно ли отнести изучаемые объекты

а) К типу Членистоногие? По каким признакам?

б) К классу Ракообразные? Почему?

в) К классу Паукообразные? Почему?

2. Обобщение результатов практической работы: назовите и запишите характерные признаки насекомых.

3. Как вы думаете, почему эта группа животных названа надклассом? Ваши предположения – почему?

4. Формулировка проблемы, над которой будем работать на уроке.

Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия, позволившие им стать хозяевами планеты. Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности.

Для более эффективного изучения большого по объёму материала мы будем работать по группам.

1 группа - Особенности питания и строение ротовых органов насекомых.

2 группа - Способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых.

3 группа - Полёт и особенности строения крыльев насекомых

4 группа - Органы чувств насекомых.

1. Работа в группах – 5 мин. (см. рабочие листы)

2. Выступления учащихся - 2 мин. - обсуждение, дополнения, просмотр видеороликов.

3. Заполнение таблицы “Особенности насекомых, связанные с их господством на Земле”

4. Обобщение изученного материала.

Вывод. Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.

Фамилия _____________

Рабочий лист урока “Характерные особенности насекомых”

I. Практическая работа: “Изучение внешнего строения насекомых”. 4 мин.

  1. Рассмотрите предложенные вам коллекции и фотографии насекомых.
  2. Найдите конечности, обратите внимание на их строение. Сколько их?
  3. Сколько отделов тела у насекомых?
  4. Есть ли органы чувств у насекомых? (усы, усики, глаза сложные или
  5. простые?)
  6. Запишите вывод по практической работе по схеме:

У насекомых… конечности, их... пары. Летают с помощью … .

Тело состоит из 3 частей: … , … , … .

На голове органы чувств: глаза … , усики … .

II. Рассмотрите рисунки и прочитайте информацию. 5 мин.

Заполните таблицу по своей информации, а затем, внимательно слушая, по информации других групп. Выступление группы. 2 мин.

Способ передвижения Ротовые органы Способ питания

Органы чувств

Среда обитания

Сделайте вывод о причинах многообразия насекомых.



Черный таракан

Черный таракан обитает в жилищах человека.

Поселяется в теплых и тёмных местах.

Активен ночью: в темноте отправляется

на поиски корма.

Длина тела до 4 см.


Внешнее строение

Тело таракана покрыто твердым хитиновым

покровом – наружным скелетом.

Поверхностные слои состоят из особых белков

и воскоподобных веществ, увеличивающих

прочность и не пропускающие воду.

Тело таракана разделяют на голову,

грудь и брюшко.


На груди располагаются три пары ног.

Ноги служат только для ходьбы и для бега,

поэтому ноги такого типа называют бегательными.

На двух последних члениках груди имеется две пары

Мужские представители тараканьего семейства

имеют более развитые крылья и при необходимости

могут перелетать на небольшие расстояния.


На голове расположены сложные глаза, два длинных усика и ротовые органы.

У таракана ротовые органы грызущего типа

У пчелы – грызуще-лижущего типа

У комара – колюще-сосущего типа

У мухи – фильтрующего типа

У бабочки – сосущего типа

Ротовые органы состоят:

  • верхняя и нижняя губа
  • верхняя и нижняя челюсть

Нервная система и органы чувств

Органами зрения таракану служат два крупных

сложных фасеточных глаза и три простых глазка.

На усика расположены органы осязания и обоняния.

Центральная нервная система :

1 - надглоточный узел

2 - подглоточный узел

3 - 5 грудные узлы

6 - 11 брюшные узлы


Пищеварительная и Выделительная система

1 – слюнные железы

2 – пищевод

4 - пилорические придатки

5 - средняя кишка

6 – мальпигиевы сосуды

7 – задняя кишка

8 – прямая кишка


Дыхательная система

Дыхательная система представлена трахеями.

Они начинаются маленькими отверстиями – дыхальцами,

расположенных по бокам брюшка.

Тараканы периодически сокращают брюшко

и вентилируют трахеи.


Кровеносная система

Кровеносная система насекомых незамкнута.

Она состоит из спинного сосуда, который

расположен вдоль тела.

Спинной сосуд разделен на задний отдел- сердце и передний отдел - аорту.

Кровь насекомых или гемолимфа окрашена в желтоватый или зеленоватый цвета, либо бесцветная.


Размножение

Тараканы, как и другие насекомые, раздельнополые.

Оплодотворение внутреннее.

Яйца запакованы в особые капсулы (пакеты).