Понятие признаки и стадии применения права. Понятие применения права. Основания и принципы правоприменения. Акты применения права

Правоприменение – деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права в конкретных жизненных ситуациях путем издания актов применения права.

1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу. Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Принципы выявления фактор:

· Относимость, т. е. собранные факты должны непосредственно относиться к делу.

· Достоверность, факты должны быть доказанными.

· Полнота, необходимо установить все факты, необходимые для принятия правильного решения.

2. Юридическое квалифицирование (выбор правовой нормы, анализ правовой нормы. На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний. С точки зрения действия нормы права во времени необходимо выяснить, действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело. Далее необходимо разрешить действие нормы по территории (по сфере действия) и уяснить, распространяется ли действие нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена. Каждая норма права должна быть проанализирована, чтобы установить - сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащими друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

· если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;

· если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма, изданная позже;

· при коллизии между нормой федерального и республиканского закона - необходимо применять норму федерального закона;

· в случае коллизии между общей и специальной нормой - применяется специальная.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.

3. Вынесение решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, в котором в резолютивной части излагаются выводы решения. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела. Перед вынесением решения по делу необходимо исследовать обстоятельства дела правильно и с достаточной полнотой. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения или по истечении установленного процессуальными нормами срока. На этой стадии процесс применения норм права завершается и начинается реализация акта применения нормы права (исполнительное производство). Решения должны быть в обязательном порядке исполнены, кроме случаев, когда исполнение решения приостанавливается, откладывается или прекращается в связи с наступлением определенных обстоятельств, изменением обстановки, принятием нового законодательства, которое устраняет наказуемость действия (бездействия). В любом случае, контроль за исполнением решений ложится на компетентные государственные органы.

Правоприменение – особая форма реализации права, в которой государство еще раз (после издания нормативного правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства, в частности когда:

  • необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признать гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
  • диспозиция нормы вообще не может реализована без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
  • речь идет о реализации санкции.

Правоприменение характеризуется следующими признаками.

  • 1. Осуществляется особым субъектом – специально уполномоченным государственным органом (должностным лицом). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).
  • 2. Носит государственно-властный характер.
  • 3. Является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний, в которых поименно определяются субъекты, конкретизируются их права и обязанности.
  • 4. Выступает формой управленческой деятельности государства.
  • 5. Осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В праве имеются целые процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.
  • 6. Представляет собой особую стадию в процессе реализации юридических норм, поскольку акты применения права в итоге все равно реализуются в ординарных (обычных) формах реализации права – использования, исполнения и соблюдения, которые в этом смысле являются универсальными формами.
  • 7. Представляет собой сложный, стадийный процесс, распадается на ряд стадий.
  • 8. Носит творческий характер. Правоприменение не является механическим актом подведения частного случая под общее правило. Жизненные ситуации очень разнообразны, и со стороны правоприменителя всегда требуется приложение значительных интеллектуальных усилий для правильного (законного и обоснованного) разрешения юридического дела.
  • 9. Его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Стадии применения права

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий . В качестве основных можно выделить три стадии:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права);
  • 3) решение юридического дела.

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие, "реальные" стадии и указаны.

Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

  • 1) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
  • 2) проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);
  • 3) проверку правильности текста нормативного правового акта ("низшая" критика);
  • 4) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

Акты применения права

По результатам правоприменения выносится акт применения права официальный акт-документ компетентного органа , содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты-документы можно поделить на три группы – нормативные, индивидуальные и интерпретационные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативными правовыми актами:

  • 1) представляют собой письменные акты-документы;
  • 2) исходят от государства;
  • 3) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера (нормы права), а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Нормативные акты действуют продолжительное время, иногда целые десятилетия и века, рассчитаны на широкий круг лиц, на многократное применение содержащихся в них правил. Акты применения права относятся лишь к указанным в них лицам, издаются для решения отдельно взятого случая и тем исчерпывают свое назначение. Примером соотношения нормативного правового акта и акта применения права в уголовном праве является соотношение уголовного кодекса (нормативный правовой акт) и приговора суда (правоприменительный акт), в гражданском праве – гражданского кодекса и решения суда по конкретному делу.

Виды применения права

Правоприменение бывает двух видов – позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии. Иными словами, позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм (регулятивных норм).

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций норм права.

Таким образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное – может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

  • Под "стадией" понимают отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.
Теория государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

43. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА, ПОНЯТИЕ, СТАДИИ

Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав.

Напр., защищая право на жилище, правоприменитель может признать это право, выселить правонарушителя, обязать предоставить жилище, но не может его построить.

Признаки применения права:

1) право применяется только уполномоченными органами и должностными лицами;

2) применение права имеет государственно-властный характер;

4) применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке (в процессуальной форме или в соответствии с менее развитыми процедурными правилами)

Стадии применения права:

1) установление фактической основы дела,

2) установление юридической основы дела,

3) принятие решения Первые две стадии взаимосвязаны и во времени переплетены. По существу, речь идет о доказывании и юридической квалификации фактов, напр. квалификации преступления. Для того чтобы знать, какие факты имеют значение, необходимо знать, какая норма права будет применяться, и наоборот, чтобы правильно выбрать норму права, которая должна применяться, необходимо уяснить имевшие место факты. Деятельность правоприменителя поэтому носит эвристический характер (т. е. направлена на установление неизвестных фактов). С другой стороны, эта деятельность является юридической, так как производится в соответствии с нормами права, регламентирующими процесс доказывания.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

4.15.3. Ведение бухгалтерского и налогового учета после утраты права на применение «упрощенки» При возврате на общий режим налогообложения организациям необходимо восстановить бухгалтерский и налоговый учет с начала квартала, в котором было утрачено право на применение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПОНЯТИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации означает право использовать такой результат или такое средство любым не противоречащим закону способом. Исключительное право также дает

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

27. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ПАТЕНТНОГО ПРАВА Патентное право – это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Трудовое право – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда.В зависимости от экономического

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

28. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.Признаки нормы права:1) общеобязательность нормы означает, что она -а) адресована неопределенному кругу

Из книги Энциклопедия юриста автора

36. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, СТАДИИ Правотворчество – это вид деятельности гос-ва: в результате которой политич. воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

45. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫ Толкование права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного нормативноправового акта. При толковании происходит переход от формы права (т. е. от текста закона) к содержанию права (т. е. к правовой норме). Поэтому

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Применение права ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами., Все множество определений и подходов к раскрытию содержания П.п. сводится к следующему. Во-первых, П.п. в

Из книги автора

Из книги автора

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов

Из книги автора

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

Из книги автора

29. Понятие и принципы патентного права Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных

Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав.

Напр., защищая право на жилище, правоприменитель может признать это право, выселить правонарушителя, обязать предоставить жилище, но не может его построить.

Признаки применения права:

1) право применяется только уполномоченными органами и должностными лицами;

2) применение права имеет государственно-властный характер;

4) применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке (в процессуальной форме или в соответствии с менее развитыми процедурными правилами)

Стадии применения права:

1) установление фактической основы дела,

2) установление юридической основы дела,

3) принятие решения Первые две стадии взаимосвязаны и во времени переплетены. По существу, речь идет о доказывании и юридической квалификации фактов, напр. квалификации преступления. Для того чтобы знать, какие факты имеют значение, необходимо знать, какая норма права будет применяться, и наоборот, чтобы правильно выбрать норму права, которая должна применяться, необходимо уяснить имевшие место факты. Деятельность правоприменителя поэтому носит эвристический характер (т. е. направлена на установление неизвестных фактов). С другой стороны, эта деятельность является юридической, так как производится в соответствии с нормами права, регламентирующими процесс доказывания.

44. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Акт применения права – властное предписание уполномоченного гос. органа или должностного лица, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела. Это разновидность индивидуального правового акта, не содержит норм права, а на основе существующих норм права определяет права и обязанности конкретных лиц и организаций. Признаки акта применения права:

1) содержит властное веление, т. е. он обязателен для лиц и организаций, которым адресован;

2) принят уполномоченным органом или должностным лицом в пределах его компетенции;

3) принят на основании рассмотрения конкретного дела (т. е. установлены факты, имеющие значение, и норма права, подлежащая применению);


4) имеет установленную форму;

5) содержит не нормы права, а индивидуальное предписание.

Виды актов применения права:

а) по субъектам: 1) государственные (в том числе судебные и иные), 2) муниципальные и 3) локальные акты (напр., приказ директора любой организации об объявлении выговора);

6) по отраслям права (конст. – правовые, админ. – правовые, гражд. – правовые и др.);

в) по основаниям принятия: правоохранительные (где основание – правонарушение) и правоисполнительные (где основания, с которыми закон связывает возникновение права, напр., при назначении пенсии);

г) предварительные (напр., акты предварительного следствия) и окончательные, т. е. разрешающие дело по существу;

д) по форме: письменные, устные (напр., устный приказ в армии) и акты-жесты (напр., жест регулировщика дорожного движения).

Требования к содержанию актов: законность обоснованность, а иногда и справедливость (напр. приговор суда). Требования к форме актов устанавливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются должностным лицом их утвердившим, с проставлением даты. Подпись должна быть разборчивой или расшифрованной Если акт написан от руки, текст должен быть разборчивым. В акте должно быть ясно существо принятого решения. Акт содержит 4 части: вводную описательную, мотивировочную и резолютивную (где содержится властное веление с указанием на норму права). Описат. и мотив, части могут быть совмещены в одну часть. Если закон допускает издание немотивированного постановления (или иного акта), оно состоит только из вводной и резолют. частей Акт может состоять и из «голой» резолюции на тексте какого-либо документа (напр., исполнительная надпись нотариуса).

45. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫ

Толкование права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного нормативноправового акта. При толковании происходит переход от формы права (т. е. от текста закона) к содержанию права (т. е. к правовой норме). Поэтому полностью отказаться от толкования закона, как это предлагал, напр., Ч. Беккариа, нельзя. Без толкования закона, без уяснения его смысла невозможно его применение. Есть мнение, что толкование – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Однако это не всегда так, напр., правовой акт мог быть принят очень давно, после его принятия существенно изменились условия жизни общества, принципы правового регулирования. При этом текст закона остается вполне приемлемым с учетом современных условий в связи с чем он и не отменяется. Выявление воли законодателя – это лишь один из способов толкования закона, который обычно называют историческим. Всякое толкование предполагает уяснение смысла закона. Если толкование, кроме того, еще и разъясняет смысл закона – оно называется нормативным (или общим). Таковы, напр., разъяснения Пленума Верх. Суда. Нормативное толкование рассчитано на неоднократное применение, а точнее – на неоднократное использование, так как применяется не толкование, а норма права.

Способы толкования:

1) грамматический (филологический) – использование при уяснении текста закона знаний о языке, на котором изложен закон 2) логический – исходит из понимания нормы права в качестве суждения с деонтической модальностью. Еще Г. Кельзен обратил внимание на то, что норма права в своем логическом содержании является суждением с деонтической модальностью, для деонтической же логики характерен ряд особенностей, в частности иерархичность норм, их непротиворечивость, системность;

3) систематический – норма права толкуется в системе с другими нормами права и с учетом функционального единства правовых институтов, отраслей и права в целом;

4) исторический – выявление первоначальной воли законодателя, побудившей его принять данную норму и изложить ее именно так, а не иначе. При этом изучаются общественно-исторические условия, отслеживаются изменения в правовой терминологии, в понимании задач права.

Подключается к процессу правового регулирования .

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства . К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.

Признаки правоприменения:

  1. особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);
  2. имеет государственно-властный характер;
  3. является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
  4. выступает формой управленческой деятельности государства;
  5. осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право ;
  6. представляет собой сложный, стадийный процесс;
  7. имеет творческий характер;
  8. результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

В качестве основных можно выделить три стадии:

  1. установление фактических обстоятельств дела;
  2. формирование юридической основы дела;
  3. решение дела.

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств , прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения , а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений , выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.