Почему не нужно бояться самолетов. Знания о самолетах. Полезные мобильные приложения и развлечения на борту

Я боюсь летать на самолете, как мне преодолеть страх полета на самолете
Кто-то боится крыс, кто-то с ума сходит в лифте и вообще в замкнутом пространстве, кто-то боится плавать…
Это фобии человека — повышенная реакция, невроз вследствие какой-то ситуации, в которую человек всеми силами и средствами попадать не хочет.

Я боюсь летать. У меня аэрофобия.
Да, вот так.
Видели в фильмах как принято знакомиться вступая в общество анонимных алкоголиков: человек осознаёт и признаётся в своём пристрастии к огненной воде. Вот так и я сейчас постараюсь разложить по полочкам эту аэрофобию и выкинуть её на помойку.

Краткое отступление: летать на самолётах начал в совершеннолетнем возрасте.
И сразу же начал летать много: по СССР, позже за границу. Но не более 3 часов в самолёте. Никаких страхов не испытывал.
Турбуленция на высоте забавляла, ремень безопасности все время полёта болтался не пристёгнутым.

В те времена в самолётах ещё можно было курить. Время полёта пролетало незаметно в прогулках по салону между кормёжками и знакомствами с новыми людьми. В задней части ИЛ-86 которые возили челноков в ОАЭ был спуск вниз, почему-то там валялось колесо на котором стояли стаканчики с окурками и по полу катались пустые бутылки из под вискаря…
Весёлое время было.

Потом курить на борту самолетов запретили. Сначала на рейсах западных авиакомпаний, ну а потом сдался Аэрофлот.
Хочу заметить, что такой фишки как экран с фильмами и выбором музыки тогда в самолётах не было.
И вот когда курить на протяжении всего полета запретили, у меня появилось свободное время. А в свободное время когда тебя везут и от тебя ничего не зависит от нечего делать волей-неволей начинаешь прислушиваться к звукам, к вибрации и вообще начинаешь контролировать процесс движения — а вот это и есть начало страхов.

Причём боязнь моя была избирательной: я боялся взлёта, потом турбуленции во время полёта в эшелоне, а как только самолёт начинал снижение — страх улетучивался.
Я объясняю это бородатым анекдотом про Василия Ивановича с Петькой во время затяжного пряжка с парашютом: «… В.И.! До земли осталось 2 метра! Дергайте кольцо! Ты что, Петька! С русской печи не прыгал?»

Главная причина страха полета: масса свободного времени при нахождении в замкнутом пространстве и как следствие скукотища, ничегонеделание.
В это время будучи лишённым свободной коммуникации с людьми; осознанием того, что самолёт не автобус и нельзя попросить водителя остановиться чтоб размяться; а во время ночных полётов над океаном невозможность проверить привычную систему координат «земля-небо» через иллюминатор… всё это вызывает тревогу.
А далее физиологические факторы: выброс в кровь определённых гормонов, учащение пульса и как следствие — все спят как миленькие, а ты как дурак сидишь и контролируешь автопилот.

Лекарства от аэрофобии

Теперь, когда причины моего страха перед полетом найдена, остаётся найти лекарство от аэрофобии.
Этим лекарством может быть:

— собеседник (так же не спящий в ночи) и это лучший вариант
— интересная книга, от которой сложно оторваться
— фильм с лихо закрученным сюжетом, который заставляет сопереживать героям и таким образом выключает противный приборчик контроля в голове
— довольно громкая музыка, которая глушит этот приборчик и его побеждает сон
— какое-то нейтральное занятие, позволяющее скоротать время в неудобном кресле: кормёжка на борту, развоз напитков, обработка фотографий на ноутбуке
— походы в туалет или за водой так же позволяют занять время в полёте
интернет WiFi на борту — позволяет работать, творить и забыть обо всём

Как уснуть на борту самолета

Второй вариант лекарства от тревоги в полете — это сон.
Если не спится, то я утомляю свой автопилот музыкой и чем ритмичнее и громче она будет — тем быстрее придёт сон.
Помочь сможет ритмичное и глубокое дыхание с паузами. Как учат на йоге.

Можно попробовать успокоительные, которые сейчас продаются в аптеках — они позиционируются специально для сна в самолёте.
Сам не пробовал, не знаю.
Но на Форуме Винского вы можете .

Кто-то полагается на алкоголь, но я не хочу рекомендовать этот метод: напился до беспамятства и уснул.
Это грозит тем кто много летает или по роду деятельности много сидит — тромбозом вен нижних конечностей… .

Знание как устроен самолет

Еще одна пилюля от страха полета — знание основ аэродинамики и конструктивных особенностей самолёта.
Самолёты рождены летать. Чтобы самолёт разучился летать надо очень и очень сильно постараться.
Ну и потом — чего боятся! Вы добровольно зашли в него, доверив свою безопасность пилотам и страхом вы им не поможете держать штурвал.
Современные самолёты автоматизированы так, что могут сами садиться.
А то, что иногда во время полёта самолёт машет крыльями — то и птицы машут, поэтому и летают.

Почувствуйте полет сами
Последний вариант: найдите ближайший к дому аэроклуб и (лучше реактивном) в то время когда лётчик будет исполнять фигуры высшего пилотажа.

После этого вы точно перестанете бояться летать на пассажирских самолётах, которые после табуретки покажутся вам бесшумными лимузинами.
Вы почувствуете, что прочность конструкции самолёта превосходит прочность вашего позвоночника и турбуленция на борту Боинга или Аэробуса с размазыванием чая с макаронами по креслам и стенам салона — это просто детский лепет.

Летайте в бизнес классе

На дальние расстояния лучше летать первым или бизнес классом.
Там, лёжа с подушкой под головой в хороших наушниках вам будут снится приятные сны.
Но это стоит денег и тем, кто может себе это позволить моя рекомендация не нужна — итак летают.

Ссылки для самостоятельных путешественников:

Авиабилеты дешевле чем везде — с помощью

Часто именно от людей, которые не желают выезжать дальше своего дачного участка, слышишь оправдание, что я боюсь летать на самолете! Что делать в таком случае и откуда возникают такие фобии?

Самолеты — самый популярный, самый распространенный и самый комфортный способ передвижения в современном мире людей. Авиаперелеты позволяют максимально быстро переправиться из пункта А в пункт Б.

Более того, комфорт при перелете не сравнится с длительным путешествием, например, на автобусе или поезде. Услужливость экипажа, комфортабельность и возможность быстрого передвижения, подкупает даже тех, кто при виде стальной птицы впадает в панику.

Большинство тех, кто пользуется авиаперелетами, летая в командировки по работе, в теплые края на отдых или к дальним родственникам, неоднократно думали «не упадет ли самолет?». Но необходимость использования этого вида транспорта и природный оптимизм вовремя откидывают эти негативные мысли.

Но есть и такие люди, которые ступая на трап самолета, разрываются от желания развернуться и побежать прочь. Что это — болезнь аэрофобия или кратковременная паническая атака на фоне просмотров фильмов и новостей про авиакатастрофы?

Болезнь аэрофобия

Определить, правда ли у вас аэрофобия или это просто беспокойство, очень просто. Конечно, находясь в стальном замкнутом пространстве, даже обычный человек, который летал десятки раз, может испытать дискомфорт и некоторое волнение. Особенно, например, во время турбулентности.

Но если при этом ваше сознание осталось вам подконтрольно, а тревога через несколько секунд рассеялась, то вам повезло. И можно поздравить: аэрофобия тут не при чем.

Но если вас бросает в дрожь только при мысли о предстоящем полете, заходя в самолет, вас пробирает холодный пот, в полете ваше сознание отключается, а время пребывания в воздухе проходит словно в тумане, то откиньте все сомнения, у вас не просто боязнь летать, а заболевание: аэрофобия. И здесь уже нужно прибегать к помощи медицины.

Как поборть страх

Ну а если все-таки у вас обычный страх перелетов, то рассмотрим ряд рекомендаций, которые помогут избежать состояния паники. Таким пассажирам следует знать и помнить о том, что категорически запрещено делать при перелете.

1. Не пить! Ни в коем случае не следует употреблять спиртные напитки, даже для «храбрости». Ведь многие думают, что это помогает заглушить страх, но это не так. Действие алкоголя может быть обратным, и боязнь может только увеличиться.

2. Информационный вакуум. Не стоит перед полетом искать информацию про воздушные катастрофы и вдоль и поперек изучать модель самолета, на котором вы летите, чтобы найти в нем какой-то изъян.

3. И третье правило: не нужно смотреть в окно. Увидев высоту полета, мысли о том, как такая железяка может парить в воздухе и как долго вы будете падать, если что, неизбежны.

Оденьте на глаза темную маску, закройте шторку иллюминатора, а еще лучше займите место возле прохода.

Правила при боязни летать

Теперь поговорим о том, на что особенно следует обратить внимание при прелете. Эти правила облегчат пребывание в воздухе.

1. Самое важный аргумент в пользу авиаполетов: пассажир должен знать и осознавать, что самолет — самый безопасный способ передвижения. И вот тут разрешается посмотреть статистику, для подтверждения этого факта.

2. Также не лишними будут специальные успокоительные пилюли для перелетов. Но не забудьте предварительно проконсультироваться с врачом.

3. Помните, что экипаж, который вас обслуживает, квалифицированный. Он проходит строгую и серьезную школу подготовки. А мнение, что пилоты самолетов всегда летают навеселе, ошибочное.

А еще у членов экипажа тоже есть семьи. И, поверьте, каждому хочется вернуться после работы в свой дом. 🙂

4. Также не забывайте, что перед полетом каждый самолет проходит серьезную техническую проверку. Если будет замечена какая-то неполадка, самолет никогда не выпустят в рейс.

Не фокусируемся на полете

Самым действенным отвлечением является релакс во время полета. У каждого есть индивидуальные методы и вещи, которые их успокаивают.

Можно включить умиротворяющую и спокойную музыку, посмотреть комедию, почитать любимую книгу.

Многих успокаивает любимая еда. Возьмите в самолет вкусное пирожное и запейте его успокоительным травяным настоем.

В полете думайте о хорошем, о том, сколько положительных эмоций принесет вам путешествие. Например, карьерный рост в связи с командировкой, или отдых и наслаждение колоритом страны, в которую вы летите.

Учитесь искать во всем положительные моменты! Тем более, что времени у вас в полете предостаточно. 🙂

Провести время в самолете незаметно, помогут совместные разговоры или игры с членами семьи. Ведь несколько часов в воздухе с лихвой восполнят недостаток общения, который мы испытываем в будничной жизни.

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Страх полета на самолете присутствует у многих путешественников, и они вынуждены обращаться за психологической помощью для лечения аэрофобии.

В самом чувстве страха нет ничего противоестественного. Именно нормальный, здоровый страх нередко является тем самым «спасательным кругом» в сложной ситуации. Но когда боязнь полета на самолете превращается в мешающую жить фобию, от нее необходимо избавляться.

К сожалению, самостоятельно справиться с такой сложной навязчивостью, как аэрофобия, невозможно. Помочь человеку преодолеть укоренившийся страх перед полетами могут специалисты в области:

  1. Неврологии.
  2. Психотерапии.
  3. Психологии.

Считается, что симптомы аэрофобии возникают к 25 — 30 годам. Часто неподготовленный к возникновению мучительной симптоматики человек не имеет понятия о том, что ему следует делать.

Чего боятся россияне

Наибольший страх у русских путешественников вызывают участившиеся в последнее время авиакатастрофы.

  • Страх перед крушением самолета испытывает около 40 процентов россиян.
  • Многих людей (около 25 процентов) настораживает отсутствие на борту парашютов и иных персональных средств спасения.
  • Около 11 процентов россиян боятся самолета только потому, что не понимают, как такая махина держится в воздухе и при этом еще и летит.
  • 10 процентов путешественников не испытывают доверия к экипажу корабля.
Россияне, чья деятельность связана с частыми перелетами, понимают, что с фобией необходимо бороться.

Около 50 процентов путешественников пытаются переключить внимание на музыкальные произведения, видео или игры. 28 процентов пассажиров заглушают ужас перед полетом алкогольными напитками. 2 процента россиян принимают сильнодействующие седативные и снотворные препараты.

Основные причины аэрофобии

Статистика утверждает, что 55 процентов россиян испытывают панический ужас перед полетом на самолете. Россияне боятся летать и отказываются не только от отдыха за границей, но и от высокооплачиваемой работы.

У людей, которые никогда не летали на самолете и не собираются этого делать, этот страх является иррациональным. Он возникает по причине того, что после каждой авиакатастрофы журналисты нередко смакуют трагедию, публикуют страшные фотографии и интервью с убитыми горем близкими погибших людей.

Но есть и такие люди, которым повезло выжить после авиакатастрофы. Если их деятельность связана с частыми перелетами, аэрофобия может принести им немало неприятностей.

Последние исследования показывают, что только 20 процентов россиян никогда не испытывали страха перед полетом.

Около 30 процентов путешественников начинают сильно нервничать и паниковать, оказавшись в салоне. Представительницы прекрасного пола боятся паники, которая может охватить пассажиров и их самих, а мужчины опасаются того, что ситуация выйдет из-под их контроля. Некоторые представители сильного пола признаются в акрофобии — страхе высоты.

Кроме того, серьезный страх перед авиатранспортом испытывают люди, страдающие клаустрофобией. В этом случае происходит «накладывание» одной фобии на другую.

Первые признаки фобии

У многих людей первичная симптоматика проявляется не в салоне авиатранспорта, а задолго до полета. Человек начинает скрупулезно собирать информацию об авиакомпании, тщательно изучать «дела» сотрудников и пытаться высчитать вероятность катастрофы. Человек, готовящийся к путешествию по воздуху, становится нервным, напряженным.

Нередко на этом фоне у него возникает бессонница. Сны становятся отрывочными и тревожными.

Иногда у человека появляются мучительные симптомы вегето-сосудистой дистонии.

У менее тревожных людей нервозность проявляется только в аэропорту. Человек становится раздражительным, замкнутым и рассеянным.

Механизмы возникновения аэрофобии

Самый сильный страх человек, страдающий аэрофобией, испытывает во время взлета, а также при посадке самолета. Именно в этот момент авиатранспорт и находящиеся в его салоне путешественники испытывают сильнейший стресс. Стоит только самолету заскрежетать, встряхнуться или слегка накрениться, как у человека появляются мучительные симптомы.

Все начинается с тревожности. Потом человек, который боится лететь на самолете, пытается себя успокоить и выбросить пугающую мысль из головы.

Но, как и все обсессии, мысль «а вдруг?» только укореняется и становится все ярче. Воображение тут же подыскивает яркие картинки. Вспоминаются просмотренные ранее фильмы, кадры из новостей, прочитанные книги.

После этого, как и при любом ином невротическом состоянии, появляются такие симптомы, как учащение сердечного ритма, затрудненное дыхание, тремор конечностей и потемнение в глазах. Иногда такое состояние сопровождается тошнотой. Некоторые люди находятся в полуобморочном или обморочном состоянии.

Симптоматика не исчезает даже после того, как самолет набирает высоту. Человек, страдающий аэрофобией, всегда найдет, чего испугаться в воздухе. Некоторым пассажирам кажется, что у самолета отвалятся крылья, многим чудятся запахи горения.

Седативные препараты обычно не помогают, а алкогольные напитки лишь способствуют ухудшению состояния.

Как справиться с боязнью летать

Для того чтобы определиться со стратегией лечения, необходимо понаблюдать за собой и определить, какую природу имеет страх. Если то, что человек принял за фобию, является обычной тревожностью, то преодолеть страх можно и самостоятельно.

О чем говорят факты

Человек, желающий побороть, мешающую ему жить, аэрофобию, должен понимать, что самым безопасным транспортом является именно самолет. Это аксиома. Наибольшее количество всей несчастных случаев и жутких смертей приходится на автотранспорт. Статистика утверждает, что на 16 млн. км пройденного пути, доля смертности составляет:

  • 1,5 водителя легкового и грузового транспорта;
  • 42 мотоциклиста;
  • 150 пассажиров.

Только в московских авариях каждый год погибает около 30 тыс. человек. Доля летальных исходов на железной дороге составляет 0,9 пассажира на 16 млн. км.

За 12 месяцев услугами авиаперевозчиков успевает воспользоваться около 5 млрд.пассажиров. Статистика утверждает, что погибнуть может только 1 человек из 10000000. Стать участником катастрофы в воздухе может лишь тот, кто будет ежедневно садиться на случайный рейс.

Возможно, побороть аэрофобию людям, испытывающим страх перед полетами, помогут следующие факты:

  1. Каждая из систем оснащена 2 — 4 дубликатами.
  2. Самолет обладает многочисленными современными системами.
  3. Самолет обладает 2 двигателями (одновременный отказ практически невозможен).
  4. При отказе одного из двигателей современный самолет способен лететь 120 минут и мягко приземлиться.
  5. Перед тем как взмыть в небо, каждая машина проходит тщательный осмотр командой высококвалифицированных специалистов.

Некоторым людям справиться с аэрофобией помогает осознание того, что ежегодно аварии в воздухе сокращаются на 15 процентов, а пассажиропоток возрастает на 10 процентов.

Интересное видео. Советы психолога, как перестать бояться летать.

К крушению самолета обычно приводит не одна, а целый «букет» причин. Каждая причина тщательно анализируется с целью недопущения повторения трагедии.

Как помочь самому себе

Человек, осознавший, что его «фобия» на поверку оказалась обычной тревожностью, всегда задается вопросом, как перестать бояться летать без похода к психотерапевту и приема сильнодействующих седативных препаратов. Делать при этом рекомендуется следующее:

  • вовремя прийти на регистрацию и посадку;
  • попросить предоставить место, где меньше всего ощущается турбулентность;
  • во время полета пить томатный или тыквенный сок;
  • увлечься интересной книгой или разгадыванием сканворда.

Некоторым людям помогает успокоиться нахождение в стерильной зоне. В огромном окне аэропорта всегда видно, как взлетают и благополучно приземляются «железные птицы». Человек, незнающий, что следует делать со своим страхом, должен подумать об авиатранспорте как о рутине. После этого аэрофобия обычно сдает свои позиции.

Не стоит держать страх в себе. Некоторым людям помогает беседа с соседом. Если пожаловаться попутчику на мучительные симптомы, он найдет слова утешения или увлечет человека, страдающего аэрофобией, интересной беседой. После этого симптоматика также может отступить.

Если ни нахождение в стерильной зоне, ни общение с соседом не способствовало улучшению состояния, то необходимо начать делать легкие дыхательные упражнения.

Дыхание должно быть медленным и глубоким.

Чего не следует делать

Человек, интересующийся вопросом, как перестать бояться летать, должен знать о том, чего делать во время полета не следует.

Не рекомендуется «заглушать» страх употреблением спиртных напитков. Алкоголь способствует обострению чувств и состояние человека, страдающего страхом перед авиатранспортом, может только усугубиться. Некоторые медики считают, что капля алкоголя вреда не принесет. Но на практике каплей, к сожалению, дело не обходится.

Помощь специалистов

У некоторых людей аэрофобия укореняется настолько глубоко, что облегчение наступает только после психотерапевтического сеанса. В наиболее тяжелых случаях курс лечения этой фобии составляет 3 — 10 сеансов.

Схема лечения фобии

Современные психотерапевты утверждают, что лечение аэрофобии будет успешным только в том случае, если оно построится по четкой схеме. Страх высоты обычно складывается из следующих расстройств:

  1. Аэрофобия.
  2. Клаустрофобия.
  3. Потребность в осуществлении контроля за ситуацией.
  4. Панические атаки.
  5. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Лечение аэрофобии, когда заболевание находится на начальной стадии, предполагает своевременное устранение сопутствующих патологий. К сожалению, некоторые из психических расстройств, такие как ОКР, можно только временно заглушить.

Вторым этапом лечения этой фобии является «ликбез». Человек, страдающий аэрофобией, узнает интересные подробности об авиации, системах обеспечения безопасности и аэродинамике. Главная задача специалиста заключается в том, чтобы обучить пациента контролю за своими эмоциями — физиологией страха, а не за тем, что он априори контролировать не может.

На третьем этапе лечения человеку, страдающему аэрофобией, предлагается совершить виртуальный полет в специальном кабинете.

Медикаменты в лечении этой фобии используются, но основной роли не играют. Если ситуация того требует, специалист может назначить пациенту прием бета-блокаторов и антидепрессантов.

Если лечение было своевременным и верным, то выздоровление наступает в 85 — 90 процентах случаев. Некоторые медики уверены, что если аэрофобии не сопутствуют тяжелые психические отклонения, то преодоление страха наступает в 100 процентах случаев.

Нервничать перед перелетом, особенно, когда летаешь не очень часто - нормальное дело. Даже среди опытных путешественников найдутся те, кто перед очередным заходом по трапу на борт лайнера зажимают волю в кулак. Конечно, существует и реальная аэрофобия, когда никакая воля не заставит человека сесть в самолет. В таких сложных случаях поможет только работа с психологом или психотерапевтом. Мы же подготовили несколько простых советов для тех, кто хоть и побаивается, но все равно летает.

Изучи информацию о перелетах

Прекрати прокручивать в своей голове пугающие сцены и дави страх голыми цифрами статистики. Например, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) подсчитывает, сколько инцидентов происходит ежегодно в сфере пассажирской авиации. Затем это количество соотносится с происшествиями на других видах транспорта. Так вот, уже не первый год самолет называют самым безопасным транспортом для путешествий на дальние расстояния. А за 2015-2016 годы количество авиакатастроф значительно снизилось по сравнению с предыдущими годами. В 2016 году порядка 3,8 миллиарда путешественников благополучно долетели на 40,4 миллионах рейсов. Жизнеутверждающая статистика, не правда ли? Больше цифр и информации о безопасности самолетов от IATA .

Еще одно хорошее средство для того, чтобы понять, что в небе все великолепно организовано - заглянуть на сайт flightradar24.com . Здесь в реальном времени можно увидеть все самолеты, которые сейчас находятся в воздухе. Видишь сколько их? Почти каждую секунду хотя бы один садится и взлетает. И никаких происшествий.

Приезжай в аэропорт вовремя

В день перелета хорошо бы как можно меньше нервничать в принципе. Поэтому стресс из-за опоздания на рейс лучше исключить. Чтобы не бегать по аэропорту с языком на плече, выезжай из дома заблаговременно (особенно, если это твой самый первый перелет). начинается, как правило, за 2 часа до вылета.

Оказавшись в аэропорту пораньше, сможешь привыкнуть к окружающей обстановке, спокойно найти свою стойку регистрации, разобраться с багажом и другими процедурами. В конце концов, прошвырнешься по duty free. Размеренность всех этих действий позволит не превратиться в один огромный комок нервов.

Читай также:

Выбери заранее место в самолете

Если от одной мысли, что ты окажешься в воздухе, глаз начинает предательски дергаться - не стоит испытывать себя зрелищем того, как самолет отрывается от земли. Пусть на облака любуется кто-нибудь другой, а ты заранее позаботься о том, чтобы не сидеть у иллюминатора. Подавляющее число авиакомпаний дает возможность выбрать себе место при онлайн-регистрации, так что обязательно ей воспользуйся. Кстати, когда будешь выбирать, имей в виду, что при турбулентности больше всего трясет тех, кто сидит в хвосте самолета.

Читай также:

Не пугайся необычных звуков

Да, звуков и при взлете, и при посадке, и во время перелета будет много разных. Но это нормально, так и должно быть. И когда уберут шасси, под полом что-то заскрипит и застучит, но все в порядке - пол не отвалится. А когда самолет начнет снижаться, двигатель станет работать тише, но это не значит, что он выходит из строя. В общем, не стоит пугаться всех этих звуков и каждую секунду вслушиваться, не постукивает ли двигатель. Лучше скачай перед полетом новый альбом своей любимой группы и слушай его.

Приготовься к турбулентности

Турбулентность - это когда самолет попадает в неблагоприятную зону, например, с сильными потоками ветра, и его начинает прилично трясти. Такая «болтанка», как ее называют пилоты, случается не очень часто и не представляет большой угрозы. Во-первых, самолет проектируют с учетом того, что такие ситуации могут происходить. Поэтому у него точно ничего оторвется. Во-вторых, экипаж отлично знает, что в таком случае делать и как из этой зоны вылететь. А в-третьих, еще ни одной авиакатастрофы не случилось из-за попадания в зону турбулентности.

Самое неприятное, что происходит из-за сильной болтанки - пассажиров может вытряхнуть из кресел, что чревато травмами. Если очень страшно - просто не расстегивай ремень безопасности на протяжении всего перелета.

А вот на этом сайте можно посмотреть карту мира, где отмечены зоны с наибольшей вероятностью турбулентности.

Не налегай на еду и напитки

Нервничать на полный желудок - сомнительное удовольствие. Поэтому постарайся быть налегке (но не падать в голодный обморок, конечно). С кофе перед полетом, да и на борту, будь тоже поаккуратней. В дуэте с сильным волнением это верный путь к тахикардии. Про алкоголь и говорить нечего: на высоте организм может давать нетипичные реакции даже на минимальные дозы спиртного. Горячительные напитки могут только усугубить страхи. Ограничиться легким перекусом и утолять жажду обычной водой - идеальное решение для стрессующего организма.